Федеральный закон РФ от 26.03.2003г. № 36-ФЗ
Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ
"Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"
(с изменениями от 28 декабря 2004 г., 31 марта 2006 г., 5 февраля, 2 октября, 4 ноября 2007 г.)
Принят Государственной Думой 21 февраля 2003 года
Одобрен Советом Федерации 12 марта 2003 года
Статья 2. Признать утратившими силу со дня вступления в силу в полном объеме Федерального закона "Об электроэнергетике":
Федеральный закон от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 16, ст.1316);
Федеральный закон от 11 февраля 1999 года N 33-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 7, ст.880);
Федеральный закон от 10 января 2003 года N 6-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.158).
Статья 4. В целях обеспечения государственного контроля за реализацией мероприятий по реформированию электроэнергетики со дня вступления в силу Федерального закона "Об электроэнергетике" и до 1 июля 2008 года вводится переходный период реформирования электроэнергетики. В течение переходного периода решения органов управления Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России", касающиеся его реорганизации (в том числе решения о реорганизации общества и ее форме, порядке распределения акций реорганизуемого общества, формировании имущества обществ, создаваемых в результате реорганизации), принимаются простым большинством голосов участников голосования.
Решение о порядке распределения акций при реорганизации Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России", принимаемое в соответствии с настоящей статьей простым большинством голосов участников голосования, предусматривает распределение акций создаваемых при реорганизации акционерных обществ среди акционеров реорганизуемого общества пропорционально их доле в уставном капитале реорганизуемого общества.
Принимаемые в соответствии с настоящей статьей простым большинством голосов участников голосования решения о порядке распределения акций при реорганизации (в форме разделения или выделения) акционерных обществ энергетики и электрификации должны предусматривать распределение акций создаваемых при реорганизации акционерных обществ среди акционеров реорганизуемых обществ пропорционально их доле в уставных капиталах реорганизуемых обществ.
Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" вносит в уставный капитал организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью принадлежащие ему акции организаций, которые созданы при реорганизации акционерных обществ энергетики и электрификации и в собственность которых переданы объекты электросетевого хозяйства, относящиеся к единой национальной (общероссийской) электрической сети. При этом организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, увеличивает долю своего участия в уставных капиталах таких организаций до уровня не менее чем 50 процентов плюс одна голосующая акция.
Статья 6. В целях обеспечения последовательного и постепенного реформирования оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности до 1 января 2011 года к полномочиям Правительства Российской Федерации относятся:
установление предельного объема электрической энергии и мощности, продажа которого разрешается по свободным (нерегулируемым) ценам каждому субъекту оптового рынка - поставщику электрической энергии (мощности). До 1 января 2011 года продажа такого объема электрической энергии (мощности) должна быть доведена до 100 процентов электрической энергии и мощности всем категориям потребителей электрической энергии, за исключением объема электрической энергии (мощности), потребляемого населением по договорам энергоснабжения и оказания населению коммунальных услуг в части электроснабжения;
В течение указанного в настоящей статье переходного периода реформирования электроэнергетики:
в отношении остального объема электрической энергии сохраняется государственное регулирование цен (тарифов);
оптовый рынок электрической энергии (мощности) и розничные рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода, которые в том числе устанавливают особенности участия поставщиков в оптовом рынке электрической энергии (мощности), связанные с условиями закупки топлива (степень монополизации рынка топлива, порядок регулирования цен на топливо). Правила переходного периода утверждаются Правительством Российской Федерации;
производители электрической энергии, определяемые Правительством Российской Федерации, обязаны заключить долгосрочные договоры поставок электрической энергии гарантирующим поставщикам электрической энергии, которые вступают в силу с 1 января 2011 года и действуют в течение трех лет.
о продаже гарантирующим поставщикам в необходимом объеме электрической энергии по указанным договорам для обеспечения потребления электрической энергии населением и оказания населению коммунальных услуг в части электроснабжения;
о продаже электрической энергии одному или нескольким гарантирующим поставщикам электрической энергии в объеме до 35 процентов электрической энергии, производимой каждым производителем. Указанный объем определяется с учетом долей генерирующих компаний в фактическом балансе производства электрической энергии за предшествующий дате заключения такого договора год;
об определении начальной цены на электрическую энергию, поставляемую по указанным договорам, в размере не ниже тарифа, установленного для генерирующей компании на момент заключения такого договора органом государственного регулирования цен (тарифов);
Утверждаемые Правительством Российской Федерации основные положения функционирования розничных рынков и иные регулирующие функционирование (ценообразование) оптового и розничных рынков нормативные документы обязательны для сторон публичного договора со дня их вступления в силу и распространяются также на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, если указанными нормативными документами не установлен иной срок их вступления в силу.
Требования настоящей статьи не распространяются на:
хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике исключительно для удовлетворения собственных производственных нужд;
Деятельность индивидуальных предпринимателей - хозяйствующих субъектов в случае, если они не обеспечили выполнение установленных настоящей статьей требований в указанные сроки, прекращается в судебном порядке. Обращение в арбитражный суд с требованием о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей - хозяйствующих субъектов осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Юридические лица - хозяйствующие субъекты, не обеспечившие выполнения установленных настоящей статьей требований в указанные сроки, подлежат принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения) по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в установленный им срок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае принудительной реорганизации акционерных обществ предусматривается распределение акций создаваемых при такой реорганизации акционерных обществ среди акционеров реорганизуемых обществ пропорционально их доле в уставных капиталах реорганизуемых обществ.
Цены на продукцию (работы, услуги) хозяйствующих субъектов, которые на день вступления в силу Федерального закона "Об электроэнергетике" совмещают указанные виды деятельности, подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Правительство Российской Федерации может устанавливать в соответствии с федеральными законами иные особенности деятельности хозяйствующих субъектов, не обеспечивших выполнения установленных настоящей статьей требований.
Контроль за выполнением хозяйствующими субъектами требований настоящей статьи, в том числе контроль за соблюдением особенностей функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 7. С даты окончания указанного в статье 6 настоящего Федерального закона переходного периода реформирования электроэнергетики организации (за исключением гарантирующих поставщиков электрической энергии и организаций, в отношении которых Федеральным законом "Об электроэнергетике" предусмотрен запрет на участие в отношениях, связанных с обращением электрической энергии), осуществляющие деятельность в качестве энергосбытовых организаций, продают электрическую энергию потребителям по свободным ценам.
Погашение ранее образовавшейся задолженности за потребленную электрическую энергию осуществляется по соглашению сторон в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и системный оператор являются дочерними открытыми акционерными обществами Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России", учрежденными с учетом следующих условий:
в оплату уставного капитала организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью вносится имущество, принадлежащее на праве собственности Российскому открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" и относящееся в соответствии со статьей 7 Федерального закона "Об электроэнергетике" к единой национальной (общероссийской) электрической сети;
в оплату уставного капитала системного оператора вносится имущество, принадлежащее на праве собственности открытому акционерному обществу "Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системой России", и часть имущества, принадлежащего на праве собственности Российскому открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" и используемого в процессе оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.
В последующий период Российская Федерация способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, увеличивает долю своего участия в уставных капиталах организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и в уставном капитале системного оператора до уровня не менее чем 75 процентов плюс одна голосующая акция, в том числе за счет снижения доли участия Российской Федерации в генерирующих компаниях с учетом ограничений, установленных статьей 9 настоящего Федерального закона.
Статья 9. В процессе преобразования Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" не допускается снижение доли участия Российской Федерации (если указанная доля составляет свыше 50 процентов) в уставном капитале:
акционерных обществ, которые владеют на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании гидроэлектростанциями, введенными в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона;
организаций (или их правопреемников), по отношению к которым указанные акционерные общества являются дочерними обществами.
При создании генерирующих компаний на базе электростанций, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона "Об электроэнергетике", не допускается включение в имущество любой из указанных компаний генерирующего оборудования, составляющего в совокупности 35 и более процентов установленной генерирующей мощности в границах ценовой зоны оптового рынка.
Правительством Российской Федерации осуществляется контроль за ходом реализации реформирования электроэнергетики и реорганизации Российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России".
Правительство Российской Федерации в течение переходного периода реформирования электроэнергетики каждые шесть месяцев информирует Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о ходе реформирования электроэнергетики.
Статья 11. В целях обеспечения государственного контроля за деятельностью совета рынка по обеспечению функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти:
обладает правом вето в отношении решений органов управления совета рынка;
направляет в органы управления совета рынка обязательные для рассмотрения вопросы, которые подлежат включению в повестку дня очередного или внеочередного собрания (заседания) органов управления совета рынка, к компетенции которого относится решение данных вопросов;
принимает решение по направленным в органы управления совета рынка вопросам в случае, если указанные органы в течение 45 дней не приняли по ним решения.
четыре представителя продавцов электрической энергии;
четыре представителя покупателей электрической энергии;
четыре представителя организаций коммерческой и технологической инфраструктур.
Количество представителей организаций коммерческой и технологической инфраструктур является равным.
С 1 января 2003 года инвестиционная составляющая, входящая в плату за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, расходуется на развитие объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической и тепловой энергии, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 14. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 3.
Статья 3 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2004 года.
Президент Российской Федерации |
В.Путин |
Москва, Кремль
26 марта 2003 г.
N 36-ФЗ
Количество показов: 5498